А. С. Пушкин "Мадонна": анализ стихотворения

А. С. Пушкина Мадонна

Читать: Стихотворение А. С. Пушкина "Мадонна"

Утверждение о любвеобильности великого русского поэта, наверное, имеет под собой какую-то основу. Нельзя отказать поэту в способности видеть и чувствовать прекрасное, нельзя отказать чуткому сердцу влюбляться в прекрасные образы. Иначе быть не может. Но чтобы понять всю палитру чувств поэта, все его влюблённости, нужно обратиться к традициям того времени. Главным критерием души и чувств могут служить только стихи. И ни одна строчка поэта не содержит в себе какой-либо двусмысленности. Множество написанных стихов в адрес прекрасных женщин у Пушкина наполнены подкупающей чистотой и искренностью.

Признанной вершиной любовной лирики А.С. Пушкина является стихотворение «Мадонна», в котором раскрывается полнота чувств и истинного отношения к любимой женщине. По свидетельствам современников, это стихотворение было написано в 1830 году и посвящено невесте. В это время Н.Н. Гончарова на повторное предложение Пушкина ответила согласием.

«Чистейшей прелести чистейший идеал»

Главная темы этого сонета является любимая женщина, вознесённая чувствами поэта до почти божественного образа. К любому читателю с первых строф приходит ощущение средневекового романтизма в самых искренних его проявлениях.

В стихотворении отсутствуют напыщенные цветастые фразы и эпитеты, оно написано благородным сдержанным языком любви и обожания. Слог стихотворения наполнен лексикой той романтической эпохи, и в тоже время, содержит такие эпитеты, как «божественный», «пречистая», «с облаков», позволяющие понять всю глубину чувств поэта.

В первую очередь именно язык, которым написано стихотворение, обращает нас к любовным сонетам классиков романтизма Петрарки и Шекспира. Поэт не случайно использует такие выражения - ими говорит его душа, обращённая к невесте. Гений поэта неосознанно нашёл форму выражения своей любви и слова, которые даже в то время уже не являлись общеупотребимыми и тривиальными. Отношение к своей невесте, как к чистому ангелу ниспосланному поэту богом, даёт понимание любви Пушкина к Наталье Николаевне. Она получила это стихотворение ещё до свадьбы и была тронута таким благоговейным отношением к ней. Это отношение в семье Пушкина между супругами сохранялись все годы до самой трагической смерти поэта.

Средневековый любовный сонет

Классический сонет обычно выполнялся пятистопным ямбом, но именно для выражения глубины стиха здесь поэтом был использован шестистопный ямб. Традиционный русский александрийский стих – шестистопный ямб, признанным мастером которого был Пушкин, является размером этого сонета. Форма сонета, которая выстроена из двух четверостиший и двух трёхстиший, является классической и помогает показать всю силу чувств и эмоций. Как две мощных приливных волны накатываются одна за другой на читателя. Сначала они медленные и высокие, но за двумя эти волнами следуют два сильных шквала, которые раскрывают весь смысл сказанного. Не случайно в них применены слова в их превосходных формах.

Первые два четверостишия подготавливают понимание образа. Комната, в которой поэт желал бы видеть портрет единственной любимой женщины. Уже первые строки открывают нам романтическую картину жилища поэта. И два заключительных трёхстишия показывают простыми и мощными выражениями, что это за портрет, и что это за женщина! Гениальность русского поэта смогла объединить классику итальянского любовного сонета с русским поэтическим словом.

Божественная любовь

Заключительная строчка сонета стала с того времени самым применимым афоризмом для выражения чистой всепоглощающей любви. И по прошествии почти двух веков мы можем судить по этому стихотворению, насколько глубоко был привязан поэт к своей любви, и как полно он смог это выразить это в маленьком сонете, который стал один из самых ярких произведений обращённых к женщине.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.